Практическое задание по Теме 1

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Практическое задание по Теме 1

Сообщение  Андреев Александр в Пн Окт 03, 2011 5:35 pm

Практическое задание по Теме 1


Задание 1. Разработать упрощенный учебный модуль (фрагмент УМК) состоящий из названия, целей, учебного материала, выводов и контрольных вопросов или тестовых заданий. Содержание модуля может быть по интересующей слушателя тематике.


ЧТОБЫ ОТОСЛАТЬ ЗАДАНИЕ, НАЖМИТЕ ОПЦИЮ "POSTREPLY" И СКОПИРУЙТЕ ТЕКСТ ВЫПОЛНЕННОГО ЗАДАНИЯ В ОКНО.


Последний раз редактировалось: Андреев Александр (Пн Ноя 14, 2011 2:30 am), всего редактировалось 1 раз(а)
avatar
Андреев Александр
Admin

Сообщения : 7
Дата регистрации : 2011-03-21

Посмотреть профиль http://mfpa-mag.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Практическое задание по Теме 1

Сообщение  Загрядская Юлия в Пн Ноя 21, 2011 2:51 pm

Биологические методы рекультивации нефтезагрязненных земель.

Цели:
I. Знать основные этапы биологической рекультивации нефтезагрязненных земель.
II. В каждом этапе рекультивации уметь формулировать основные цели и пути их достижения.
III. Узнать как измененяется время рекультивации нефтезагрязненных земель при использовании бактериальных препаратов.

.
Первоочередные мероприятия по локализации разливов нефтепродуктов после аварии заключаются в устранении причин аварии, предотвращении растекания нефтепродуктов на близлежащей территории и попадание их в имеющиеся водоемы.
Процесс рекультивации нефтезагрязненных земель, включает:
1) локализация нефтяного загрязнения и сбор как можно большего количества нефти и нефтепродуктов с почвы;
2) биоремедиация (технический и биологический этап).
На первом этапе с помощью подручных и специальных средств, предотвращают растекание нефтепродуктов путем создания обваловки, укладки бревен, досок на пути растекания, отведения потока с помощью траншей в естественные понижения или защитные амбары, ловчие ямы.
На следующем этапе производится окончательная локализация разлива с помощью ограждающих барьеров (оконтуривающих защитных дамб) и засыпка свободных нефтезагрязнений природным или искусственным сорбентом (торф, песок, полимерные материалы). Время насыщения сорбента, в зависимости от температуры и концентрации — до 3 часов.
Сбор разлитой нефти осуществляют путем ее откачки из траншей, частично заполняемых водой (сборка нефти с поверхности воды легче осуществляется), с помощью плавающих нефтезаборных отсасывающих устройств — скиммеров, барабанных и дисковых нефтесборщиков.
Для повышения полноты очистки земли после откачки основного объема разлитой нефти целесообразно использовать прием отмывки почвы от остаточной нефти струями воды, сгоняя разлитую нефть в дренажную канаву или непосредственно в понижения рельефа. Эффективность отмывки существенно повышается при добавлении в воду разлагаемых почвенной микрофлорой поверхностно-активных веществ (ПАВ) в концентрациях 0,02—0,5%.
Проведение биоремедиационных мероприятий непосредственно на участке загрязнения осуществляется в несколько этапов:
1. Технический этап рекультивации (достаточен при умеренном загрязнении – до 3%)
Ликвидация загрязнения путем активизации абиотических физико-химических и биохимических процессов деградации свежей нефти агротехническими приемами (отвальная обработка, глубокое рыхление, улучшение структуры, известкование, устранение токсичности почв, дренаж/орошение, внесение удобрений, и т.д.). На техническом этапе происходит выветривание нефти, испарение и частичное разрушение легких фракций, фотоокисление нефтяных компонентов на поверхности почвы, восстановление микробиологических сообществ, создание условий для развития нефтеокисляющих микроорганизмов, частичное восстановление сообщества почвенных животных. Сроки проведения технического этапа рекультивации в среднем 1-2 года.
2. Биологический этап рекультивации (при большем уровне загрязнения)
Включает в себя комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий:
-фитомелиорационное и агротехническое стимулирование почвенной углеводоокисляющей микрофлоры и использование биопрепаратов;
-формирование устойчивых фитоценозов после снижения содержания нефти в почве.
Рекультивацию можно считать завершенной после создания густого и устойчивого травостоя (зарастание на загрязненном участке должно быть более 75% по площади по сравнению с зарастанием на контрольном участке).
При средней степени загрязнения зарастание участка травами происходит обычно в течение 3-7 лет. А весь процесс самоочищения почвы с возобновлением естественных растительных сообществ продолжается в течение 80 — 100 лет. Применение биопрепаратов сокращает время очищения почв от нефти до 1-4 года в зависимости от степени загрязнения и является.

Выводы:
I. Рекультивацию нефтезагрязненных земель проводят в 2 этапа
II. При большом уровне загрязнения почв нефтью проводят биологический этап рекультивации
III. Применение биопрепаратов значительно сокращает срок очищения почв от нефти

Контрольные вопросы:
1. Как происходит локализация нефтяного загрязнения?
2. Как повысить полноту очистки земли после откачки основного объема разлитой нефти?
3. Что происходит на техническом этапе биоремедиации?
4. В чем заключается биологичечкий этап рекультивации?
5. Сколько проходит времени до зарастания участка травами без применения биопрепаратов и при их применении?

Список литературы:

1. Коронелли Т.В. Принципы и методы интенсификации биологического разрушения углеводородов в окружающей среде // Прикл. биохимия и микробиология, 1996, т.32, №6, с. 579 – 585.
2. Матвеев Ю.М. Технологии очистки территорий, загрязненных нефтепродуктами / Доклады I Всероссийской конференции «Поиски нефти, нефтяная индустрия и охрана окружающей среды», 17 – 22 апреля 1995, С.-Пб., 1995, с127 – 130.
3. Гузев В.С., Левин С.В., Селецкий Г.И. и др. Роль почвенной микробиоты в рекультивации нефтезагрязненных почв / Микроорганизмы и охрана почв (под ред. Д.Г.Звягинцева), М.: Изд-во МГУ, 1989, с. 129 – 150.
4. Иларионов С. А. Экологические аспекты восстановления нефтезагряз-ненных почв. Екатеринбург: УрОРАН, 2004. - 194 с.
5. Демидиенко А. Я., Демурджан В. М. Пути восстановления НЗП черноземной зоны Украины // Восстановление нефтезагрязненных почвенных экосистем. М.: Наука, 1988. - с. 197-206.
6. Назаров А.В., Иларионов С.А., Басов В.Н., Горелов В.В. Восстановление нефтезагрязненных почв. Вестник ПГТУ. Химическая технология и биотехнология. №7 (1), 2007. с. 252-260.
avatar
Загрядская Юлия

Сообщения : 14
Дата регистрации : 2011-11-19
Возраст : 28
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

ответ на задание 1

Сообщение  Евгений Цыганцов в Ср Ноя 23, 2011 5:03 pm

Александр Александрович,
я выполнил первое задание, пожалуйста проверьте.
Файлы тут не присоединяются к сообщениям, поэтому я сразу положил его на сайт. К сожалению в этом форуме внешние ссылки можно публиковать только через неделю после регистрации, поэтому даю такую "некликабельную" ссылку: yustinh.narod2.ru/
Чтобы открыть сайт надо скопировать эту ссылку в адресную строку браузера.

СПАСИБО
ЗАЧТЕНО
avatar
Евгений Цыганцов

Сообщения : 25
Дата регистрации : 2011-11-19

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

задание1

Сообщение  мария денисова в Вс Ноя 27, 2011 12:28 am

Александр Александрович, задание №1 выложено на сайте (=задание№2)
sites.google.com/site/vasiliskpremudryj

СПАСИБО
ВЫ МЕНЯ ОЧЕНЬ ПОРАДОВАЛИ СВОИМ НЕОРДИНАРНЫМ И ОРИГИНАЛЬНЫМ ПОДХОДОМ
ААА
ВСТАВЬТЕ ФОТО
avatar
мария денисова

Сообщения : 13
Дата регистрации : 2011-11-24
Возраст : 49
Откуда : Москва

Посмотреть профиль https://sites.google.com/site/vasiliskpremudryj/

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Практическое задание по Теме 1

Сообщение  Рузинова Ольга в Пн Ноя 28, 2011 2:29 am

Здравствуйте!
Задание 1 находится по адресу: ruzinova.narod.ru

СПАСИБО
ПОДПРАВЬТЕ ЦЕЛИ МОДУЛЯ-НАДО ЗНАТЬ, УМЕТЬ И ТД
ОСТАЛЬНОЕ ПРИНЯТО
ААА

Исправила. Спасибо.


Последний раз редактировалось: Рузинова Ольга (Вт Ноя 29, 2011 9:46 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
avatar
Рузинова Ольга

Сообщения : 12
Дата регистрации : 2011-11-19

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Мой вариант

Сообщение  Ратвин Константин в Пн Ноя 28, 2011 5:22 pm

Тема: Неттопы. Использование малогабаритных компьютеров в современном мире.
Цель:
  • Изучить классификацию настольных компьютеров.
  • Знать внутреннюю организации неттопов.
  • Уметь определять сферах применения неттопов исходя из их конфигурации.

Основные термины:
Неттоп - небольшой по физическому размеру персональный компьютер. Слово «Неттоп» образованно от «InterNET» и «deskTOP».
Системный блок — основная функциональная часть компьютера, хранящая в себе все базовые компоненты вычислительной машины и защищающая их от внешних воздействий.
Дискретное устройство — внешнее устройство, отдельная плата.
Основной материал study
На сегодняшний день мир полон различными электронными устройствами. Они всё теснее входят в нашу жизнь. Если раньше школьник или даже студент учился без использования домашнего компьютера, то теперь этого почти не встретишь.
Рассмотрим довольно широкий класс электронных устройств — настольные компьютеры. Под этим понятием могут скрываться различные по габаритам, техническим характеристикам и даже сферам применения электронные устройства. Сейчас довольно сложно сформулировать точное определение, поэтому воспользуемся более простым. Настольных компьютер — компьютер, предназначенный для работы в офисе или в домашних условиях. Как вы видите, даже с такими ограничениями сфера применения до сих пор огромна. Поэтому в классе настольных компьютеров есть свои категории. Предлагаю классифицировать компьютеры исходя из размеров их системного блока:
  1. Неттоп
  2. Микро башня (micro-tower)
  3. Мини башня (mini-tower)
  4. Средняя башня (middlle-tower)
  5. Большая башня (full-tower)

В данной классификации неттоп занимает первое место, как самый малогабаритный компьютер. Средние размеры равны 180х150х25, что фактически сравнимо с обычной толстой книгой. Это даёт огромное преимущество при создании рабочих мест для офисных работников, а если учесть, что этот блок можно прикрепить на заднюю панель монитора, то места на рабочем столе становится еще больше.
Структура неттопа
Так как габариты устройство весьма малы, значит использовать громоздкую систему охлаждения нельзя, следовательно, нужно использовать элементы с пониженным тепловыделением, а значит и мощностью. Это даёт положительный эффект в счет энергопотребления и отрицательный в плане производительности. Поэтому при выборе неттопа нужно точно знать, для каких целей он будет использован. Основные компоненты:
  1. Корпус.
  2. Материнская плата. Основным форматом (размером) является стандарт mini-ITX.
  3. Процессор. Чаще всего используют энергоэффективные чипы, например Itel Atom. У них маленький размер и низкая потребляемая мощность, что делает его идеальным выбором для неттопа. Также некоторые производители позволяют установить стандартного вида чипы, главное позаботиться об их охлаждении.
  4. Оперативная память. Здесь выбор ограничивается все теме же габаритами корпуса и тепловыделением.
  5. Жесткий диск. Для таких систем отлично подойдёт форм-фактор 2.5 (стандарт 3.5). Хотя и диски с форм-фактором 1.8. подойдут, хотя на рынке их представлено не так много. Что касаемо технологии, то тут лучше выбрать SSD. Пусть дороже, зато тише и потребление энергии меньше.
  6. Видеокарта. Из-за габаритов системного блока выбрать дискретную видеокарту не представляется возможным, поэтому придется использовать встроенные в материнскую плату решения. Это не так плохо, как кажется. Компания NVIDEA давно разработала платформу NVIDEA ION, которая обладает достойной производительностью. Текущая версия платформа NVIDEA ION 2. С выходом третьей версии неттопы станут еще ближе к игровому компьютеру.
  7. Устройство считывания (DVD-ROM). Это устройство считается необязательным. Если же вы планируете использовать неттоп, как замена DVD-плееру, то наличие Blue-ray считывателя будет крайне удобным.
Сфера применения
Сфера применения малогабаритных компьютеров поистине огромна, даже несмотря на скромную вычислительную мощь. Неттопы, помимо работы в Интернет и с различными сетевыми сервисами, обычно используются для прослушивания музыки, любительской работы с фотографиями, для просмотра видео стандартного разрешения и нетребовательных игр. Последние же модели неттопов обычно оснащены чипсетами со встроенной графикой от ATI AMD и nVidia и позволяют достаточно комфортно смотреть видеофильмы в формате FullHD и играть в большинство современных игр, пусть и на низких настройках графики. Такие технологии, как NVIDEA ION, позволяют сделать из неттопа полноценный домашний кинотеатр.
Выводы
Неттопы — самые маленькие настольные компьютеры, которые представлены на рынке. Их размер сравним с обычной книгой. Все компоненты системного блока так же легко заменяемы, как у других персональных компьютеров. При выборе «начинки» для неттопа следует учесть габариты компонентов и их тепловыделение, т.к. система охлаждения чаще всего пассивная, т.е. без вентиляторов. Основные сферы применения: офис; интернет-серфинг; просмотр фотографий, аудио-, видеоинформации; игры, при использовании хорошего встроенного графического контроллера.
Контрольные вопросы
  1. На какие классы по размерам системного блока можно поделить настольные компьютеры?
  2. Что такое неттоп?
  3. Какие требования выдвигаются при выборе компонентов для неттопа?
  4. Почему нельзя использовать дискретную видеокарту?
  5. Можно ли использовать неттоп, как хранилище данных? Ответ обоснуйте.


Вопросы для дальнейшего изучения
  1. Можно ли из неттопа сделать полноценную игровую платформу? Ответ обоснуйте.
  2. Можно ли в неттопе использовать жидкое охлаждение? Какие это даст преимущества? И какие появятся недостатки?
  3. Как вы думайте, есть смысл дальше разрабатывать настольные компьютеры с еще более мелкими габаритами?




вот и всё cheers


СПАСИБО
ЦЕЛИ СФОРМУЛИРОВАНЫ НЕПРАВИЛЬНО
ИСПРАВЬТЕ
ВСТАВЬТЕ ФОТО И ФИО
ААА

Исправлено
РКА


СПАСИБО
ПРИНЯТО
РАЗМЕЩАЙТЕ НА САЙТЕ


Последний раз редактировалось: Константин (Вт Ноя 29, 2011 10:10 pm), всего редактировалось 3 раз(а)
avatar
Ратвин Константин

Сообщения : 15
Дата регистрации : 2011-11-20

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Практическое задание по Теме 1

Сообщение  Анна Комарова в Пн Дек 05, 2011 4:37 am

Здравствуйте!
Задание находится по адресу komras.narod2.ru/monitoring_pozharov_/


СПАСИБО
ПРИНЯТО

ВСТВЬТЕ ФАМИЛИЮ ПОД ФОТО
avatar
Анна Комарова

Сообщения : 10
Дата регистрации : 2011-12-04

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Задание № 1 (Учебный модуль)

Сообщение  NyakkV в Вт Дек 06, 2011 3:28 am

Учебный модуль (Задание №1)
Тема «Инженерное обеспечение городов. Гидрогеологические проблемы»

Цели:
Образовательные
1. Формирование представлений о техногенной нагрузки на территории городов и ее значения для геологической среды (подземных вод);
2. Совершенство знаний в области охраны окружающей среды;
3. Введение новых экологических терминов.
Воспитательные
4. Формирование экологического сознания
Приобретаемые умения и навыки
5. Умение оперировать основными понятиями в области оценки вреда окружающей среде;
6. Умения рассматривать проблему воздействия на окружающую среду с точки зрения всех компонентов экосистемы.

Информационная часть (основные тезисы)


1. Использование природных вод человек в различных областях хозяйственной деятельности.
Интенсивное развитие промышленности и сельскохозяйственного производства, повышение уровня благоустройства городов и населенных пунктов, значительный прирост населения обусловили в последние десятилетия дефицит и резкое ухудшение качества водных ресурсов практически во всех регионах России.

2. Схемы водоснабжения городов с поверхностным и подземным источником.
Под схемой водоснабжения понимают генеральный план объекта водоснабжения с указанными на нем всеми водопроводными сооружениями. Проектирование схем водоснабжения осуществляется на основе генеральных планов городов (первая очередь на срок 8-10 лет и перспектива на срок 20-25 лет) и промышленных предприятий. Схема водоснабжения зависит от многих факторов, из которых главными являются следующие: расположение, мощность и качество воды источника водоснабжения, рельеф местности и кратность использования воды на промышленных предприятиях. Источником водоснабжения могут служить поверхностные водоемы (реки, озера, моря) и подземные воды. Оптимальной является такая схема водоснабжения, при которой потребитель снабжается водой требуемого качества и в необходимом количестве при минимальной стоимости.

3. Очистка сточных вод на станции водоочистки: принципиальная схема, этапы.
Очищение вод происходит в несколько этапов: механический (отделение крупных примесей), биологический (деградация органической составляющей), физико-химический (отчистка от нерастворимых веществ) и дезинфекция сточных вод (уничтожение болезнетворных бактерий).

4. Статические данные о нормах потребления и качестве питьевой воды в России.
Среднестатистический россиянин потребляет 272 л воды в сутки.
Около 50 млн человек в нашей стране пьют воду с повышенным содержанием железа.
За последние годы в водных объектах обнаружено около 750 химических соединений, из которых 600 являются канцерогенами и практически не обезвреживаются на водопроводных станциях.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 80 % заболеваний в мире вызваны неподобающим качеством и антисанитарным состоянием воды. В сельской местности проблема качества воды стоит особенно остро — около 90 % всех сельских жителей в мире постоянно пользуются для питья и купания загрязненной водой.

5. Существующие к настоящему времени виды генерации энерго и теплоэнергии.
Основные: тепловая (КЭС -только электроэнергия и ТЭЦ-электроэнергия и тепловая энергия) энергетика, гидроэнергетика, атомная энергетика, альтернативная (ветроэнергетика, геотермальная э., водородная э., приливная и отливная э.).

6. Гидрогеологические проблемы на горнодобывающих предприятиях.
Основные: загрязнения поверхностных вод, загрязнение подземных вод, деградация почв, формирование кислотных дождей, формирования депрессионной воронки в процессе эксплуатации, подтопление территории по завершению эксплуатации.

7. Гидрогеологические проблемы, возникающие при строительстве гидроэлектростанций.
Основные: затопление территорий, заболачивание территорий, подъем уровня подземных вод и их нестабильный режим, увеличение скорости экзогенных процессов (провалы, оползни, разрушение абразионно-аккумулятивных отмелей), изменение путей миграции рыб, изменение микроклимата, возникновение зажорных явлений в нижнем бьефе.

8. Гидрогеологические проблемы геотермальной энергетики.
• отчуждение земель;
• изменение уровня грунтовых вод, оседание почвы, заболачивание;
• подвижки земной коры, повышение сейсмической активности;
• выбросы газов (метан, водород, азот, аммиак, сероводород);
• выброс тепла в атмосферу и в поверхностные воды;
• сброс отравленных вод и конденсата, загрязненных в небольших количествах аммиаком, ртутью, кремнеземом;
• загрязнение подземных вод и водоносных слоев, засоление почв;
• выбросы больших количеств рассолов при разрыве трубопроводов.
• утечки в океан аммиака, фреона, хлора и др.;
• выделение СО2 из воды;
• изменение циркуляции вод, появление региональных и биологических аномалий под воздействием гидродинамических и тепловых возмущений;
• изменение микроклимата.

9. Гидрогеологические проблемы при строительстве
Воздействие сооружения на подземные воды проявляется в изменении начальных (естественных) условий питания, движения и разгрузки подземных вод, условий их взаимосвязи и качества. Основные негативные процессы: подтопление, проседанию территории, провалы, загрязнение поверхностных и подземных вод.

10. Компонентные оценки состава мусора свалок на ТБО.
Твёрдые бытовые отходы (ТБО, мусор) — предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления.
Состав:
• Бумага(картон) – 20-30 %;
• Пищевые и растительные отходы 28-45 %;
• Смёт 18-20%;
• Текстиль 4-7%;
• Древесина 1,5 – 4%;
• Черные металлы 1-5 %;
• Резина 1-4 %;
• Пластик 1-5 %;
• Стекло 3-4 %;
• Цветные металлы 0,2 – 0,3 %/
Вследствие отсутствия раздельного сбора мусора в России, эти оценки приблизительны.

11. Гидрогеологические проблемы при захоронении радиоактивных отходов в геологической среде.
Радиоактивные отходы (РАО) – отходы, содержащие радиоактивные изотопы химических элементов и не имеющие практической ценности. Главные задача при их захоронении в геологической среде состоит в обеспечении изоляции, охране и мониторинге окружающей среды. В результате взаимодействия РАО с подземными водами площадь загрязнения сильно возрастает; воды становятся непригодными для питья.

12. Гидрогеологические проблемы при утилизации медицинских отходов

В 1979г. эксперты Всемирной организации здравоохранения отнесли медицинские отходы к опасным и заявили о необходимости создания специальных служб и методов их утилизации. В 1992г. Базельская конвенция выделила 45 видов опасных отходов, список которых открывается медицинскими. И только в 1999г. В России утверждены СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

13. Гидрогеологические проблемы, связанные с транспортной системой города.
Загрязнение вод транспортными отходами проявляется в изменении физических и органолептических свойств (нарушение прозрачности, окраски, запахов, вкуса), увеличении содержания сульфатов, хлоридов, нитратов, токсичных тяжелых металлов, сокращении растворенного в воде кислорода воздуха, появлении радиоактивных элементов. Установлено, что более 400 видов веществ, выделяемых при работе автотранспорта, могут вызвать загрязнение вод. Основными источниками загрязнения являются несанкционированные площадки для мойки для автомобилей на берегу водоемов и ливневые сточные воды с поверхностей автомагистралей.

Главные выводы:

1. Инженерное обеспечение городских территорий всегда подразумевает под собой воздействие на геологическую среду и подземные воды;
2. Заболеваемость населения в городах связана, главным образом, с качеством питьевой воды;
3. Гидрогеологические проблемы городов возникают в связи с возрастающей техногенной нагрузкой на осваиваемые территории и технологическим несовершенством инженерных сооружений.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие типы инженерных сооружений существуют в городах?
2. Какие факторы формирования городских территорий вы знаете?
3. В чем различие схем водоснабжения с поверхностным и подземным источниками?
4. Какова динамика использования воды и сброса загрязненных сточных вод в Российской Федерации, в % ?
5. Сколько этапов отчищения проходит вода на станции водоочистки? Охарактеризуйте каждый из них.
6. В чем отличие аэротенков от метантенков?
7. Как связана заболеваемость населения с качеством питьевой воды по оценкам Всемирной Организации Здравоохранения?
8. В чем отличие КЭС от ТЭЦ?
9. Перечислите главные гидрогеологические проблемы горнодобывающих предприятий. Приведите примеры.
10. Каков механизм формирования кислотных дождей?
11. При каких видах хозяйственной деятельности возможно изменение микроклимата?
12. Чем опасны воды, используемые в гидротермальной энергетике?
13. В чем проявляется воздействие на подземные воды при строительстве?
14. Какая компонента мусора на полигонах ТБО наиболее опасна для подземных вод и почему?
15. С чем связаны сложности проектирования полигонов ТБО в России?
16. С каким видом деятельности связано наибольшее количество радиоактивных отходов?
17. Какие методы утилизации радиоактивных отходов существуют к настоящему времени? В чем их опасность?
18. Когда и по какой причине медицинские отходы были выделены в отдельную группу отходов?
19. Какие проблемы в городах возникают при его транспортном обеспечении? Предложите возможные пути (варианты) решения проблем.

Практическое задание (информационный проект).

Выберите город России с населением более 100 тыс. человек. Охарактеризуйте его с точки зрения инженерного обеспечения и гидрогеоэкологических проблем, с ним связанных. Используйте как можно больше источников информации, но придерживайтесь официальных. На основе изученных данных предложите пути решения существующих проблем.

Глоссарий (понятия, которые необходимо знать):
• Альтернативная энергетика – совокупность перспективных способов получения энергии, которые распространены не так широко, как традиционные, однако представляют интерес из-за выгодности их использования при низком риске причинения вреда экологии района.
• Аэротенк – устройство для аэробной жизнедеятельности бактерий с целью окисления органических веществ.
• Барражный эффект – подъем уровней грунтовых вод перед преградой по потоку и снижением за ней, вследствие перекрытия фильтрационного потока подземных вод.
• Метантенк (от англ. methane — метан и англ. tank — резервуар) — устройство для анаэробного брожения жидких органических отходов с получением метана.
• Предельно допустимая концентрация (ПДК) — утверждённый в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив. Под ПДК понимается такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.
• Предельно допустимый сброс (ПДС) — экологический норматив: масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в установленном режиме в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте
• Предельно допустимый выброс (ПДВ) – норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии отсутствия превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
• Токсикант (яд) – вещество, приводящее в дозах, даже небольших относительно массы тела, к нарушению жизнедеятельности организма: к отравлению, интоксикации, заболеваниям и патологическим состояниям.

Список литературы:
Основная
1. Мироненко В.А., Мольский Е.В., Румынин В.Г. Изучение загрязнения подземных вод в горнодобывающих районах. – Л.: Недра, 1988. – 279с.
2. Гольдберг В.М., Газда С. Гидрогеологические основы охраны подземных вод от загрязнения. – М.: Недра, 1984. – 262 с.
3. Фрог Б.Н., Левченко А.П. Водоподготовка: Учебн. Пособие для вузов. М. Издательство МГУ, 1996 г. 680 с; 178 ил.
Дополнительная
4. Авцин А.П., Жаворонков А.А., Риш М.А., Строчкова Л.С. Микроэлементозы человека.- М. -Медицина.- 1991, 478 с.
5. Голиков С.Н., Саноцкий И.В., Тиунов Л.А. Общие механизмы токсического действия.- Л. - Медицина.-1986, 280 с.
6. Основы геоэкологии: Учебник/ Под ред.В.Г.Морачевского. – СПб.: Изд-во С.-Петербург.ун-та, 1994. – 352 с.
7. Соколов О.А., Черников В.А. Экологическая безопасность и устойчивое развитие. Книга 1. Атлас распределения тяжелых металлов в объектах окружающей среды. – Пущино, ОНТИ ПНЦ РАН, 1999, 164 с.
8. Экогеология России. Т.1. Европейская часть/Гл.ред. Г.С.Вартанян. – М.: ЗАО “Геоинформмарк”, 2000. – 300 с.

С уважением, Н.В.В.
avatar
NyakkV

Сообщения : 8
Дата регистрации : 2011-12-06

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Выполнение задания 1

Сообщение  Наталья Виктр Тихонова в Вт Дек 06, 2011 8:27 pm

Выполнение задания 1.
Тихонова Наталья Викторовна.
Составление УМК.
«ВАЛИДАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕТОДИК»

Цель:
1. Ознакомлением с понятием валидации;
2. Разобрать законодательную базу, регламентирующую проведение валидации;
3. Валидация технологического процесса;
4. Валидация аналитических методик;

Задачи:
1. Сформировать в сознании студентов правильное понимание валидации на примерах максимально простых понятий;
2. Представить исторический ракурс становления и укоренения понятия «валидация» в фармацевтической отрасли;
3. Предоставить список действующей нормативной документации (в том числе электронные ресурсы), к которой можно обратиться при проведении валидации; привести ссылки на сайты, где можно отследить все изменения в нормативной документации;
4. Дать понятия валидации технологического процесса; на примерах конкретных технологических линий разобрать все стадии валидации технологического процесса;
5. Дать понятия валидации аналитических методик; на примерах методик количественного определения разобрать все стадии валидации аналитических методик;
6. Подвести итоги и обощить полученные знания;
7. Проверить качество полученных знаний итоговым тестированием по теме;

Учебный материал:

1. Понятийный аппарат:
Валидация (validation) - сбор и оценка данных, начинаемые на стадии разработки и продолжаемые в период производства, которые гарантируют, что производственные процессы – включая оборудование, строения, персонал, сырье и материалы – способны постоянно и длительно достигать ожидаемых результатов.
Валидация (validation) – это документальное свидетельство того, что система работает как предполагалось.
Валидация (validation) - Документированная процедура, дающая высокую степень уверенности в том, что конкретный процесс, метод или система будет последовательно приводить к результатам, отвечающим заранее установленным критериям приемлемости.

Виды валидации:
Перспективная валидация выполняется на этапе разработки посредством анализа рисков производственного процесса, который разбивается на отдельные стадии; затем они оцениваются на основании приобретенного опыта, чтобы определить, могут ли они привести к критическим ситуациям. Проводится на вновь вводимом или реконструируемом производстве перед его пуском. При перспективной валидации обязательно проведение всех стадий квалификации (DQ,IQ,OQ,PQ) и валидации процессов и аналитических методов.
Сопутствующая валидация выполняется в процессе обычного производства. Этот метод эффективен только тогда, когда на этапе разработки достигнуто должное понимание процессов. Контроль первых 3 промышленных серий. При сопутствующей валидации обязательно проведение всех стадий квалификации (DQ,IQ,OQ,PQ) и валидации процессов и аналитических методов.
Ретроспективная валидация связана с исследованием накопленного опыта производства, основываясь на предположении, что состав, процедуры и оборудование остались неизменными; этот опыт и результаты контроля в процессе

Валидации подлежат:
- Технологические процессы;
- Аналитические методы;
- Процессы очистки оборудования, коммуникаций и др.;
- Процессы санитарной обработки помещений и др.;
- Технологическое и лабораторное оборудование;
- Инженерные системы, непосредственно влияющие на качество полупродукта и готового продукта (обеспечение чистым воздухом, водой, паром, инертным газом, сжатым воздухом и др.);
- "Чистые" помещения и зоны, "холодные" комнаты и др.

2. ОСТ 42-510 (GMP)

3. Проведение валидации

Технологический процесс - Научно обоснованный комплекс действий, необходимых для получения готового продукта. Он состоит из отдельных, следующих одна за другой стадий производства.
Валидация процессов – это средство обеспечения и предоставления документированного свидетельства того, что процессы (в пределах предварительно установленных параметров) способны постоянно приводить к получению готового лекарственного препарата требуемого качества.
Аналитическая методика(analytical procedure) – это способ проведения анализа, т.е. детальное изложение всех операций, необходимых для выполнения испытаний. Она включает в себя описание подготовки испытуемых образцов, стандартов и реактивов; описание используемого оборудования с указанием параметров; условия получения калибровочных кривых; использование расчетных формул и т.д.
Валидация аналитической методики – экспериментальное доказательство того, что методика пригодна для решения предлагаемых задач.

Вывод: Валидацие называется документальное свидетельство того, что система работает как предполагалось. Виды валидации по срокам проведения: перспективная сопутствующая, ретроспективная. Валидации подлежат технологические процессы и аналитические методики. Этапы проведения валидации – квалификация и непосредственно валидация.

Контрольные вопросы:
1. Дать определение понятию валидации.
2. Привести классификацию валидации.
3. Этапы проведения валидации.
4. Привести план проведения валидации технологического процесса на примере получения таблеток (спроектировать линию и указать критические точки производства).
5. Провести валидацию количественного определения на примере методики в ВЭЖХ: выявить критические точки, какие валидационные характеристики приемлимы при количественном определении лекарственного вещества и примесей.
6. Какой нормативной документацией регламентируется

Итоговое тестирование:
1. Валидацией называется:
а) разработка нормативной документации, касающейся качества готовой лекарственной формы;
б) документальное свидетельство того, что система работает как предполагалось;
в) методика количественного определения примесей в лекарственной форме;

2. К этапам проведения валидации относятся:
а) изучение физико-химических свойств лекарственного вещества, выделение ряда методов количественного определения, выбор наиболее точного из них;
б) квалификация, собственно валидация;
в) изучение имеющихся документов по лекарственному веществу и вспомогательным материалам, сбор досье на регистрацию лекарственного вещества;

3. Что называется критической точкой процесса:
а) процесс проходящий при температуре выше 70 градусов цельсия;
б) стадия требующая валидации;
в) неточности документации, требующие поправок;

4. Что не требует валидации при производстве таблеток:
а) подача воздуха;
б) взвешивание;
в) сотрудкики;


Список литературы:
1. ОСТ 42-510;
2. nedug.ru
3. remedium.ru/section/industry/analysis/detail.php?ID=35647


СПАСИБО
ЗАЧТЕНО
ААА

Наталья Виктр Тихонова

Сообщения : 9
Дата регистрации : 2011-12-06

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Учебный модуль для сайта.

Сообщение  Alya Kuznetsova в Пт Дек 09, 2011 6:53 am

ЦЕЛЬ: использовать междисциплинарные связи для развития творческого мышления школьников в процессе обучения химии.
Задача: научить школьников решать химические задачи математическими методами.

Пример 1. Геометрия.

Геометрические идеи используются в химии при анализе расположения атомов в молекулах или отдельных частиц (молекул, атомов и ионов) в более крупных агрегатах - кристаллах, кластерах, мицеллах, наночастицах. Как правило, в подобных задачах требуется умение решать плоские фигуры - треугольники и многоугольники - и знание выражений для объёмов различных тел - шаров, кубов, цилиндров, представляющих модели химических частиц.
Мы не будем перечислять все геометрические формулы, используемые в химии, а рассмотрим несколько конкретных примеров.

Задача.Для определения структуры молекул в газовой фазе используют метод электронографии, который позволяет найти межъядерные расстояния в молекуле по интенсивности упругого рассеяния электронов. По данным одного из экспериментов межъядерные расстояния в молекуле NCl3 оказались равны:
r(N−Cl) = 0,176 нм, r(Cl─Cl) = 0,283 нм.
Установите, какую геометрическую фигуру образуют ядра атомов в этой молекуле. Какой тип гибридизации центрального атома позволяет описать данное строение молекулы?

Решение. Все три связи N─Cl в молекуле NCl3 одинаковы. Молекула может иметь форму правильного треугольника, если атом азота находится в плоскости, образованной тремя атомами хлора:


Если атом азота лежит вне этой плоскости, то молекула имеет форму треугольной пирамиды:


В первом случае угол между связями равен <Cl ─N −Cl = 1200, во втором случае <Cl─N−Cl≠ 1200.
Для нахождения этого угла рассмотрим равнобедренный треугольник ∆Cl─N−Cl.


По теореме косинусов
r(Cl−Cl)2 = r(N─Cl)2 + r(N−Cl)2 - 2r(N─Cl)2 cos <Cl−N─Cl , откуда получаем
cos <Cl−N─Cl = 1 – 0,2832/(2•0,1762)= - 0,293, <Cl −N─Cl =1070.

Это означает, что молекула представляет собой треугольную пирамиду. Центральный атом азота находится в состоянии sp3-гибридизации.
Ответ. Треугольная пирамида; sp3-гибридизация.

Пример 2. Элементы комбинаторики.

Комбинаторика, точнее комбинаторный анализ, - это раздел математики, в котором рассматриваются задачи, связанные с выбором элементов множества по некоторым правилам. В химии комбинаторика используется для оценки вероятности той или иной конфигурации частиц, подсчёта изомеров, определения числа изомеров, определения числа микросостояний по формуле Больцмана.
Мы рассмотрим только элементарные понятия этого раздела математики – перестановки, сочетания, размещения. Для этого нам надо познакомиться с факториалом и биноминальными коэффициентами.

Факториал. Факториалом числа n называют произведение всех натуральных чисел от 1 до n
n! = 1•2• . . .•n.
По определению считают, что 0!=1. Это следует также из свойства
n! = (n+1)!/(n+1).
Для оценки факториалов очень больших чисел используют приближенную формулу (формулу Стирлинга)
ln n! ≈ n ln n – n.
Точность этой формулы увеличивается с ростом n.

Биномиальные коэффициенты. Биномиальными коэффициентами называют коэффициенты перед степенями х в разложении бинома Ньютона (1+х)n . Коэффициент Скn определяют следующим образом:
(1+х)n=1+ С1n х+…+ Сn-1n xn-1 +xn.
Иногда применяют и другое обозначение:
Скn ≡ (n)
(k)

Общее выражение для биномиальных коэффициентов легко находится по индукции:
Скn =n!/(k!(n – k)!).
Для них справедливы следующие тождества:
С0n = Сnn = 1,
Сkn = Сn-kn,
Сk-1n-1 + Сkn-1 = Ckn.
Биномиальные коэффициенты, расположенные построчно и выкроенные по центру, составляют треугольник Паскаля:
Каждое число в треугольнике равно сумме двух соседних к нему чисел, расположенных в предыдущей строке. Кроме этого, в нём сокрыто много красивых математических тождеств. Например, сумма всех членов (n+1)-го горизонтального ряда равна 2n:
∑ Сkn =2n (докажите!).

Перестановки. Рассмотрим такую задачу. Имеются три стула. Сколькими способами можно рассадить на них трёх человек?
Обозначим людей буквами A, B, C, а число способов – P3. Каждое расположение людей на стуле называется перестановкой. Всего для трёх человек возможно шесть перестановок:
ABC, ACB, BAC, ВСА, САВ, СВА.
Таким образом, P3 =6. В общем случае число перестановок в множестве из n элементов равно n!:
Pn =n!.
Сочетания. Сочетанием из n элементов по k (n ≥ k) называется группа, состоящая из k элементов, взятых в любом порядке. Например, из трёх элементов А, В, С можно составить следующие сочетания по два:
АВ; АС; ВС;
всего – 3 сочетания. Обратите внимание на то, что порядок расположения элементов здесь роли не играет: сочетание АВ – это то же самое, что ВА. Кроме того, каждый элемент входит в сочетание не больше одного раза, т.е. АА – это не сочетание.
Можно доказать, например, по индукции, что число сочетаний из n по k равно биномиальному коэффициенту Сkn.

Задача. Сколько существует различных галогенопроизводных метана вида СН2ХY, где Х и Y – атомы галогенов?
Решение. Порядок расположения галогенов в этом роли не играет, так как у молекул этого вида нет изомеров. Число различных веществ даётся сочетанием из 4-х галогенов* (*радиоактивный астат мы здесь не рассматриваем) по 2 положения в молекуле, т.е. :
С24 = 4!/2!2! = 6.
Ответ. 6 веществ.

Размещения. Если в задаче о сочетаниях из n элементов по k фиксировать положение каждого элемента в группе, то получатся размещения. Размещение из n по k – это группа из k элементов, расположенных в определённом порядке. Например, из трёх элементов можно составить 6 размещений по два:
АВ, ВА, АС, СА, ВС, СВ.
Число размещений из n по k обозначают символом Аkn. Нетрудно доказать, что
Аkn = n(n-1)…(n – k + 1)= n!/(n – k)!.
Заметим, что число размещений из n по k ровно в k! раз больше числа сочетаний:
Аkn = k! Ckn.
В самом деле, для каждого фиксированного сочетания из k элементов возможно ровно k! перестановок, каждая из которых даёт новое размещение.

Задача. Сколько трипептидов, содержащих три различных аминокислотных остатка, можно составить из 20 аминокислот?
Решение. Пептиды – несимметричные молекулы, для них важен порядок расположения аминокислот. Поэтому число трипептидов равно числу размещений 20 аминокислот по трём позициям в трипептиде:
А320 = 20!/(20 – 3)! = 20•19•18 = 6840.
Ответ. 6840 трипептидов.

Вероятность. Полученные выражения для числа перестановок, сочетаний и размещений используют для расчёта или оценки вероятности различных событий. В основе таких расчётов – постулат равных вероятностей: если имеется n равновероятных возможностей и интересующее нас событие наступает в m случаях, то вероятность p данного события равна:
p = m/n.

Задача. Шесть одинаковых молекул распределены по 2 ячейкам. Какова вероятность того, что все 6 молекул окажутся в одной ячейке (всё равно какой)?
Решение.Пусть в первой ячейке оказалось k молекул из 6, а во второй - (6 - k), где 0≤ k ≤6. Такое распределение можно реализовать числом способов, которое равно числу сочетаний из 6 по k:
Ck6 = 6!/k!(6 – k)!.
Общее число всех возможных распределений 6 молекул по 2 ячейкам равно
n=∑ Ck6 = 1+6+15+20+15+6+1 = 64
(см. свойства биномиальных коэффициентов). Этот же результат можно получить и по-другому. У каждой частицы есть две возможности: одна ячейка или другая. Частицы независимы друг от друга, поэтому общее число всех распределений для 6 частиц равно произведению числа распределений для каждой частицы:
n= 26=64.
Из этих 64 случаев условию задачи удовлетворяют только 2: когда все шесть частиц находятся в одной ячейке или другой. Таким образом, вероятность искомого разбиения
p = 2/62 = 1/32.
Ответ. 1/32.
Понятие «вероятность» можно использовать в термодинамике для расчёта энтропии и информации

Задачи для самостоятельного решения.

1. По данным электронографического эксперимента межъядерные расстояния в молекуле BI3 равны:
r(B−I)=0,210 нм, r(I−I)=0,364 нм
Определите, какую геометрическую фигуру образуют ядра атомов в этой молекуле. Установите тип гибридизации центрального атома.
Ответ. Правильный треугольник; sp2 .
2. Сколько тетрапептидов, в которых все аминокислотные остатки разные, может быть составлено из 4 аминокислот?
Ответ. 24.
3. Сколько всего тетрапептидов может быть составлено из n аминокислот?
Ответ. n4 .
4. Сколько разных молекулярных формул соответствует галогенопроизводным бензола вида
а) С6Н5Х; б) С6Н4ХY; в) С6Н3XYZ?
Ответы. а) 4; б) 6; в) 20.
5. семь одинаковых молекул распределены по 3 ячейкам. Какова вероятность того, что все молекулы окажутся в одной ячейке (всё равно какой)?
Ответ. 1/729.
6. Молекула ДНК состоит из двух полинуклеотидных цепей. Каждый из нуклеотидов в ней содержит остаток одного из четырёх азотистых оснований: аденина, гуанина, тимина или цитозина. Какова вероятность того, что участок из 5 идущих подряд нуклеотидов в одной из цепей содержит остатки только тимина?
Ответ. 1/1024.
7. Имеется участок ДНК, состоящий из 4 нуклеотидов. Какова вероятность того, что все 4 основания будут присутствовать в нём по одному разу?
Ответ. 24/44 = 3/32.

Список литературы

1. Еремин В.В. Теоретическая и математическая химия для школьников. М.:МЦНМО, 2007.
2. Симметрия глазами химика. М.: МИР, 1989.
3. Никольский С.М. Элементы математического анализа. М.:Наука, 1981.
4. Виленкин Н.Я., Виленкин А.Н., Виленкин П.А. Комбинаторика. М.: МЦНМО, 2006.


ЗАЧЕТ
ХОТЯ Я НЕ СОГЛАСЕН С ВАМИ В ФОРМУЛИРОВКЕ ЦЕЛЕЙ
avatar
Alya Kuznetsova

Сообщения : 15
Дата регистрации : 2011-11-27

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Практическое задание по Теме 1

Сообщение  Alya Kuznetsova в Вс Дек 11, 2011 5:13 am

Alya Kuznetsova пишет:ЦЕЛЬ: использовать междисциплинарные связи для развития творческого мышления школьников в процессе обучения химии.
Задача: научить школьников решать химические задачи математическими методами.

Пример 1. Геометрия.

Геометрические идеи используются в химии при анализе расположения атомов в молекулах или отдельных частиц (молекул, атомов и ионов) в более крупных агрегатах - кристаллах, кластерах, мицеллах, наночастицах. Как правило, в подобных задачах требуется умение решать плоские фигуры - треугольники и многоугольники - и знание выражений для объёмов различных тел - шаров, кубов, цилиндров, представляющих модели химических частиц.
Мы не будем перечислять все геометрические формулы, используемые в химии, а рассмотрим несколько конкретных примеров.

Задача.Для определения структуры молекул в газовой фазе используют метод электронографии, который позволяет найти межъядерные расстояния в молекуле по интенсивности упругого рассеяния электронов. По данным одного из экспериментов межъядерные расстояния в молекуле NCl3 оказались равны:
r(N−Cl) = 0,176 нм, r(Cl─Cl) = 0,283 нм.
Установите, какую геометрическую фигуру образуют ядра атомов в этой молекуле. Какой тип гибридизации центрального атома позволяет описать данное строение молекулы?

Решение. Все три связи N─Cl в молекуле NCl3 одинаковы. Молекула может иметь форму правильного треугольника, если атом азота находится в плоскости, образованной тремя атомами хлора:


Если атом азота лежит вне этой плоскости, то молекула имеет форму треугольной пирамиды:


В первом случае угол между связями равен <Cl ─N −Cl = 1200, во втором случае <Cl─N−Cl≠ 1200.
Для нахождения этого угла рассмотрим равнобедренный треугольник ∆Cl─N−Cl.


По теореме косинусов
r(Cl−Cl)2 = r(N─Cl)2 + r(N−Cl)2 - 2r(N─Cl)2 cos <Cl−N─Cl , откуда получаем
cos <Cl−N─Cl = 1 – 0,2832/(2•0,1762)= - 0,293, <Cl −N─Cl =1070.

Это означает, что молекула представляет собой треугольную пирамиду. Центральный атом азота находится в состоянии sp3-гибридизации.
Ответ. Треугольная пирамида; sp3-гибридизация.

Пример 2. Элементы комбинаторики.

Комбинаторика, точнее комбинаторный анализ, - это раздел математики, в котором рассматриваются задачи, связанные с выбором элементов множества по некоторым правилам. В химии комбинаторика используется для оценки вероятности той или иной конфигурации частиц, подсчёта изомеров, определения числа изомеров, определения числа микросостояний по формуле Больцмана.
Мы рассмотрим только элементарные понятия этого раздела математики – перестановки, сочетания, размещения. Для этого нам надо познакомиться с факториалом и биноминальными коэффициентами.

Факториал. Факториалом числа n называют произведение всех натуральных чисел от 1 до n
n! = 1•2• . . .•n.
По определению считают, что 0!=1. Это следует также из свойства
n! = (n+1)!/(n+1).
Для оценки факториалов очень больших чисел используют приближенную формулу (формулу Стирлинга)
ln n! ≈ n ln n – n.
Точность этой формулы увеличивается с ростом n.

Биномиальные коэффициенты. Биномиальными коэффициентами называют коэффициенты перед степенями х в разложении бинома Ньютона (1+х)n . Коэффициент Скn определяют следующим образом:
(1+х)n=1+ С1n х+…+ Сn-1n xn-1 +xn.
Иногда применяют и другое обозначение:
Скn ≡ (n)
(k)

Общее выражение для биномиальных коэффициентов легко находится по индукции:
Скn =n!/(k!(n – k)!).
Для них справедливы следующие тождества:
С0n = Сnn = 1,
Сkn = Сn-kn,
Сk-1n-1 + Сkn-1 = Ckn.
Биномиальные коэффициенты, расположенные построчно и выкроенные по центру, составляют треугольник Паскаля:
Каждое число в треугольнике равно сумме двух соседних к нему чисел, расположенных в предыдущей строке. Кроме этого, в нём сокрыто много красивых математических тождеств. Например, сумма всех членов (n+1)-го горизонтального ряда равна 2n:
∑ Сkn =2n (докажите!).

Перестановки. Рассмотрим такую задачу. Имеются три стула. Сколькими способами можно рассадить на них трёх человек?
Обозначим людей буквами A, B, C, а число способов – P3. Каждое расположение людей на стуле называется перестановкой. Всего для трёх человек возможно шесть перестановок:
ABC, ACB, BAC, ВСА, САВ, СВА.
Таким образом, P3 =6. В общем случае число перестановок в множестве из n элементов равно n!:
Pn =n!.
Сочетания. Сочетанием из n элементов по k (n ≥ k) называется группа, состоящая из k элементов, взятых в любом порядке. Например, из трёх элементов А, В, С можно составить следующие сочетания по два:
АВ; АС; ВС;
всего – 3 сочетания. Обратите внимание на то, что порядок расположения элементов здесь роли не играет: сочетание АВ – это то же самое, что ВА. Кроме того, каждый элемент входит в сочетание не больше одного раза, т.е. АА – это не сочетание.
Можно доказать, например, по индукции, что число сочетаний из n по k равно биномиальному коэффициенту Сkn.

Задача. Сколько существует различных галогенопроизводных метана вида СН2ХY, где Х и Y – атомы галогенов?
Решение. Порядок расположения галогенов в этом роли не играет, так как у молекул этого вида нет изомеров. Число различных веществ даётся сочетанием из 4-х галогенов* (*радиоактивный астат мы здесь не рассматриваем) по 2 положения в молекуле, т.е. :
С24 = 4!/2!2! = 6.
Ответ. 6 веществ.

Размещения. Если в задаче о сочетаниях из n элементов по k фиксировать положение каждого элемента в группе, то получатся размещения. Размещение из n по k – это группа из k элементов, расположенных в определённом порядке. Например, из трёх элементов можно составить 6 размещений по два:
АВ, ВА, АС, СА, ВС, СВ.
Число размещений из n по k обозначают символом Аkn. Нетрудно доказать, что
Аkn = n(n-1)…(n – k + 1)= n!/(n – k)!.
Заметим, что число размещений из n по k ровно в k! раз больше числа сочетаний:
Аkn = k! Ckn.
В самом деле, для каждого фиксированного сочетания из k элементов возможно ровно k! перестановок, каждая из которых даёт новое размещение.

Задача. Сколько трипептидов, содержащих три различных аминокислотных остатка, можно составить из 20 аминокислот?
Решение. Пептиды – несимметричные молекулы, для них важен порядок расположения аминокислот. Поэтому число трипептидов равно числу размещений 20 аминокислот по трём позициям в трипептиде:
А320 = 20!/(20 – 3)! = 20•19•18 = 6840.
Ответ. 6840 трипептидов.

Вероятность. Полученные выражения для числа перестановок, сочетаний и размещений используют для расчёта или оценки вероятности различных событий. В основе таких расчётов – постулат равных вероятностей: если имеется n равновероятных возможностей и интересующее нас событие наступает в m случаях, то вероятность p данного события равна:
p = m/n.

Задача. Шесть одинаковых молекул распределены по 2 ячейкам. Какова вероятность того, что все 6 молекул окажутся в одной ячейке (всё равно какой)?
Решение.Пусть в первой ячейке оказалось k молекул из 6, а во второй - (6 - k), где 0≤ k ≤6. Такое распределение можно реализовать числом способов, которое равно числу сочетаний из 6 по k:
Ck6 = 6!/k!(6 – k)!.
Общее число всех возможных распределений 6 молекул по 2 ячейкам равно
n=∑ Ck6 = 1+6+15+20+15+6+1 = 64
(см. свойства биномиальных коэффициентов). Этот же результат можно получить и по-другому. У каждой частицы есть две возможности: одна ячейка или другая. Частицы независимы друг от друга, поэтому общее число всех распределений для 6 частиц равно произведению числа распределений для каждой частицы:
n= 26=64.
Из этих 64 случаев условию задачи удовлетворяют только 2: когда все шесть частиц находятся в одной ячейке или другой. Таким образом, вероятность искомого разбиения
p = 2/62 = 1/32.
Ответ. 1/32.
Понятие «вероятность» можно использовать в термодинамике для расчёта энтропии и информации

Задачи для самостоятельного решения.

1. По данным электронографического эксперимента межъядерные расстояния в молекуле BI3 равны:
r(B−I)=0,210 нм, r(I−I)=0,364 нм
Определите, какую геометрическую фигуру образуют ядра атомов в этой молекуле. Установите тип гибридизации центрального атома.
Ответ. Правильный треугольник; sp2 .
2. Сколько тетрапептидов, в которых все аминокислотные остатки разные, может быть составлено из 4 аминокислот?
Ответ. 24.
3. Сколько всего тетрапептидов может быть составлено из n аминокислот?
Ответ. n4 .
4. Сколько разных молекулярных формул соответствует галогенопроизводным бензола вида
а) С6Н5Х; б) С6Н4ХY; в) С6Н3XYZ?
Ответы. а) 4; б) 6; в) 20.
5. семь одинаковых молекул распределены по 3 ячейкам. Какова вероятность того, что все молекулы окажутся в одной ячейке (всё равно какой)?
Ответ. 1/729.
6. Молекула ДНК состоит из двух полинуклеотидных цепей. Каждый из нуклеотидов в ней содержит остаток одного из четырёх азотистых оснований: аденина, гуанина, тимина или цитозина. Какова вероятность того, что участок из 5 идущих подряд нуклеотидов в одной из цепей содержит остатки только тимина?
Ответ. 1/1024.
7. Имеется участок ДНК, состоящий из 4 нуклеотидов. Какова вероятность того, что все 4 основания будут присутствовать в нём по одному разу?
Ответ. 24/44 = 3/32.

Список литературы

1. Еремин В.В. Теоретическая и математическая химия для школьников. М.:МЦНМО, 2007.
2. Симметрия глазами химика. М.: МИР, 1989.
3. Никольский С.М. Элементы математического анализа. М.:Наука, 1981.
4. Виленкин Н.Я., Виленкин А.Н., Виленкин П.А. Комбинаторика. М.: МЦНМО, 2006.


ЗАЧЕТ
ХОТЯ Я НЕ СОГЛАСЕН С ВАМИ В ФОРМУЛИРОВКЕ ЦЕЛЕЙ

Объясните, с чем Вы не согласны. Для меня это важно.


ЦЕЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРОВЕРЯЕМА. Т.Е. ДОЛЖНА ФОРМУЛИРОВАТЬСЯ В ТЕРМИНАХ ЗНАТЬ, УМЕТЬ И Т.Д


Последний раз редактировалось: Alya Kuznetsova (Пт Дек 16, 2011 6:11 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
avatar
Alya Kuznetsova

Сообщения : 15
Дата регистрации : 2011-11-27

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Практическое задание по Теме 1

Сообщение  Alya Kuznetsova в Пн Дек 12, 2011 2:34 am

Александр Александрович, мне кажется, если вычеркнуть "для развития творческого мышления", то результат очевидно проверяем:
использовать междисциплинарные связи с другими науками в процессе обучения химии.
С уважением, Аля К.
avatar
Alya Kuznetsova

Сообщения : 15
Дата регистрации : 2011-11-27

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Практическое задание 1,2,3

Сообщение  Татьяна Северова в Вт Дек 13, 2011 3:01 am

Здравствуйте, Александр Александрович!
Задания №1,2,3 выложены на сайте
http://vlastana777.narod2.ru/
С уважением, Северова Т.
avatar
Татьяна Северова

Сообщения : 10
Дата регистрации : 2011-11-20

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Практическое задание №1

Сообщение  Дашко Елена в Вт Дек 13, 2011 4:47 am

Давление
Цели:
1. Сформировать понятия давления твердых тел, жидкостей и газов;
2. Приобрести навыки преобразования математических выражений;
3. Уметь решать практические задачи.

Основные понятия:
 Давление,
 Единицы давления,
 Давление газа
 Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля,
 Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

 Давление
Результат действия силы зависит не только от ее модуля, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует.
Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением. P = F/S, P – давление, F – сила, S – площадь поверхности.
 Единицы давления
За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м2 перпендикулярно этой поверхности. 1 Па = 1H/м2.
1 кПа = 1000 Па
1 Па = 0,001 кПа
1 гПа = 100 Па
1 Па = 0,01 гПа

 Давление газа
Давление газа на стенки сосуда вызывается ударами молекул газа. Газ давит на стенки сосуда по всем направлениям одинаково.
1. При уменьшении объема газа его давление увеличивается, а при увеличении объема давление уменьшается при условии, что масса и температура газа остаются неизменными.
2. Давление газа тем больше, чем чаще и сильнее молекулы ударяют о стенки сосуда.
 Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля
Давление, производимое на жидкость или газ, передается без изменения в каждую точку объема жидкости или газа. Газы передают производимое на них давление во все стороны одинаково.
 Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
1. Внутри жидкости существует давление и на одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям. С глубиной давление увеличивается.
2. Объем (параллелепипеда) прямоугольного сосуда :
Масса жидкости:
Вес жидкости:
Давление жидкости: ,

3. Давление жидкости на дно сосуда зависит только от плотности и высоты столба жидкости. (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/116977/?interface=pupil&class=49&subject=30 анимация «Давление твердых тел, жидкостей и газов»)
Это интересно:
 Прочна ли яичная скорлупа?
Если вылить содержимое яйца, а для опыта оставить скорлупу, то можно попробовать проткнуть ее иголкой изнутри и снаружи. Изнутри - легче, снаружи - тяжелее. Результат при одинаковых усилиях будет зависить от формы скорлупы: выпуклая или вогнутая.Поэтому малеький цыпленок легко разбивает скорлупу изнутри, а снаружи он защищен более надежно. Свойство выпуклых форм лучше выдерживать нагрузку позволяет архитекторам проектировать куполообразные крыши, мосты, потолки, т.к. они прочнее плоских!
 В Африке хирурги народности банту зашивают раны с помощью муравьев. Прижимают края раны друг к другу, а затем на пораненное место помещают несколько муравьев определенного вида. Муравьи кусают кожу пациента, после чего медики отрезают грудь и заднюю часть муравья, а рана остается плотно закрытой, словно на нее наложили скобки.
 давление гусеничного трактора массой 6,7 тонны на почву составляет 47000 Па
 ... втыкая пальцем иглу или булавку в ткань, мы создаем давление около 100 000 000 Па
 ... когда жалит оса, то она оказывает на кожу человека давление 30 000 000 000 Па
Вопросы для самоконтроля
1. Что называют давлением?
2. Как передают давление жидкости и газы?
3. Если температура и масса газа неизменны, то при уменьшении объема газа его давление увеличивается, а при увеличении объема давление уменьшается.
4. Давление газа в закрытом сосуде зависит от температуры, если масса и объем газа неизменны. Вспомни, что происходит со скоростью движения молекул при изменении температуры? А число ударов молекул о стенки сосуда меняется? Сделай вывод, как меняется при этом давление газа?
5. А если масса газа ( при неизменных температуре и объеме) изменилась? Меняется ли число ударов молекул о стенки сосуда? Сделай вывод, как меняется давление?
Список литературы
1. Перышкин А.В. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин.- 9-е издание, стереотип. – М.:Дрофа, 2007.
2. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс к учебнику Перышкина А.В. – Экзамен, 2011.
3. Ханнанов Н.К., Ханнанова Т.А. Физика Тесты 7 класс – М.: Дрофа, 2008.
avatar
Дашко Елена

Сообщения : 9
Дата регистрации : 2011-11-21

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Практическое задание по Теме 1

Сообщение  Алексей В. Кубарев в Чт Дек 15, 2011 10:07 pm

Как бороться с гололедицей, или коллигативные свойства растворов.

Цели:
После прохождения модуля обучаемый должен:
1) знать что такое коллигативные свойства растворов и каковы примеры таких свойств
2) уметь рассчитывать изменение температуры замерзания для растворов неэлектролитов и электролитов.
3) уметь оценивать эффективность применения тех или иных противогололедных реагентов с точки зрения изменения температуры замерзания, как коллигативного свойства.

Коллигативные свойства растворов —— это те их свойства, которые при данных условиях оказываются равными и независимыми от химической природы растворённого вещества; свойства растворов, которые зависят лишь от количества кинетических единиц и от их теплового движения.
Основными такими свойствами являются изменения термодинамических свойств растворов относительно свойств растворителя:
понижение давления паров растворителя,
повышение температуры кипения раствора,
понижение температуры замерзания раствора,
осмотическое давление.

При этом понижение давления паров растворителя является первостепенным по отношению к другим коллигативным свойствам. В 1887 году Ф. М. Рауль сформулировал закон:

Давление пара раствора, содержащего нелетучее растворенное вещество, прямо пропорционально мольной доле растворителя в данном растворе.

Условием кристаллизации является равенство давления насыщенного пара растворителя над раствором давлению пара над твёрдым растворителем. Поскольку давление пара растворителя над раствором всегда ниже, чем над чистым растворителем, это равенство всегда будет достигаться при температуре более низкой, чем температура замерзания растворителя. Так, океанская вода начинает замерзать при температуре около минус 2 °C.
Разность между температурой кристаллизации растворителя T°fr и температурой начала кристаллизации раствора Tfr есть понижение температуры кристаллизации.
Понижение температуры кристаллизации бесконечно разбавленных растворов не зависит от природы растворённого вещества и прямо пропорционально моляльной концентрации раствора Cm (Моляльная концентрация — количество растворённого вещества (число молей) в 1000 г растворителя. Измеряется в молях на кг).

fr - Tfr = K*Cm

Коэффициент пропорциональности К в приведённом выше уравнении — криоскопическая постоянная растворителя, имеющая физический смысл понижения температуры кристаллизации раствора с концентрацией 1 моль/кг. Для воды она равны 1.86 K·моль−1·кг.
Законы Рауля не выполняются для растворов электролитов. Для учёта этих отклонений Вант-Гофф внёс в приведённое выше уравнение поправку — изотонический коэффициент i, учитывающий диссоциацию молекул растворённого вещества:

fr - Tfr = i*K*Cm

Изотонический коэффициент показывает, насколько в растворе электролита больше частиц по сравнению с раствором неэлектролита аналогичной концентрации, и связан со способностью вещества распадаться в растворе на ионы, то есть, со степенью диссоциации. Для сильных электролитов будем считать изотонический коэффициент, равный количеству ионов в формульной единице (молекуле).

Контрольное задание:
Каждую зиму на улицах городов борются с гололедом. Наиболее распространенный антиобледенитель – техническая поваренная соль. Хлорид-ионы, попадающие при этом в окружающую среду, приносят значительный экологический ущерб – в Москве ежегодно приходится вырубать тысячи деревьев. В качестве альтернативы хлориду натрия предлагается использовать средство Биамаг – MgCl2·6H2O. Производители утверждают, что, поскольку это вещество содержит на 30% меньше хлора, хлорид-ионов в окружающую среду будет попадать значительно меньше.
1. Рассчитайте, сколько г хлорида натрия и хлорида магния (в расчете на безводный MgCl2) необходимо, чтобы растопить 1 кг льда при температуре -15°С.
2. Какова будет массовая доля хлорид-ионов в растворе в обоих случаях?
3. Применение какой из этих солей будет более эффективно и нанесет меньший вред окружающей среде? (обоснуйте вашу точку зрения)


Последний раз редактировалось: Алексей В. Кубарев (Пт Дек 16, 2011 6:59 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
avatar
Алексей В. Кубарев

Сообщения : 9
Дата регистрации : 2011-11-19
Возраст : 29

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Задание 1. Учебный модуль

Сообщение  Надикта Елена в Чт Дек 15, 2011 10:35 pm

Задание 1. Учебный модуль


Название: Традиции Афинской школы философии.

Цель обучения:
1. Знакомство с историей развития философской мысли эпохи Античности.
2. Изучение понятия образа жизни в философских школах Древней Греции.
3. Актуализация применения образцов философского образования античной цивилизации в современном обществе.

Учебный материал по ссылке: Адо П., Зелинский Ф.Ф., Лосев А.Ф.

(gumer.info/authors.php)

Контрольные вопросы:
1. Известно, что в Афинах периода античности существовало несколько философских школ. Какую из них изобразил на своей известной картине «Афинская школа» Рафаэль? Кратко прокомментируйте свой ответ.
2. Что такое пинакотека?
3. Какие основные философские концепции просуществовали до конца эллинистического периода?
4. Чему подчинено образование в этих школах?
5. Какие философские традиции они поддерживали?
6. Как понималось «благо» в афинских школах?
7. Назовите основные методы преподавания. Что ими достигалось?
8. В чем суть учений Платона и Аристотеля?
9. Чем из этих учений мы активно пользуемся?
10. Назовите примеры более позднего возрождения основных эллинистических школ в Афинах.
11. Назовите яркие примеры участия философов в жизни общества до запретительных мер против язычников.
12. Как Вы считаете, зачем Диоген ходил по городу с фонарем среди белого дня?
13. Актуальна ли античная философия в наше время? Почему?

Список литературы:

1. П.Адо «Духовные упражнения и античная философия», СПб. Изд-во «Степной ветер», 2005
2. Роберт С. Брамбо . Философы Древней Греции. М., Центрполиграф, 2010
3. Ф.Ф.Зелинский. Эллинская религия, Минск, ИЦ «Экономпресс», 2003
4. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М., "Высшая школа", 1963.
5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ. Платон. М., "Искусство", 1969.
6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., "Искусство", 1974.
7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.
8. Лосев А.Ф. Историческое время в культуре классической Греции. - В сб.: История философии и вопросы культуры. М., "Наука", 1975.
9. А.М.Вачьянц «Древняя Греция.Древний Рим», М., Айрис-пресс, 2011.

avatar
Надикта Елена

Сообщения : 8
Дата регистрации : 2011-12-15

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Учебный модуль "Перевод смешанных чисел в неправильную дробь. Перевод неправильных дробей в смешанные числа."

Сообщение  Екатерина Рябокобыленко в Пт Дек 16, 2011 6:58 pm

Перевод смешанных чисел в неправильную дробь. Перевод неправильных дробей в смешанные числа.

Цели.
После прохождения курса обучающийся будет уметь:
Идентифицировать такие математические объекты, как смешанное число и неправильная дробь
Выполнять переход от смешанного числа к неправильной дроби
Выполнять переход от неправильной дроби к смешанному числу

Неправильной дробью называется обыкновенная дробь, числитель которой больше знаменателя. Например, 15/13, 4/3. Смешанным числом называется число, состоящее из целой части и правильной дроби. Например, 1 5/7, 12 2/3.
Для того чтобы перейти от смешанного числа к неправильной дроби, нужно на месте числителя записать сумму произведения целой части на знаменатель и числителя, а знаменатель оставить тем же. Пример разобран в задаче А).
Для того чтобы перейти от неправильной дроби к смешанному числу, будем делить с остатком числитель неправильной дроби на знаменатель. Полученное частное будет целой частью смешанного числа, а остаток - числителем в дробной части. Знаменатель дроби останется без изменений. Пример разобран в задаче Б).

Образцы выполнения заданий.
А) Запишите число 3 1/2 в виде неправильной дроби.
Решение. Для того чтобы записать число 3 1/2 в виде неправильной дроби, нужно на месте числителя записать сумму произведения целой части на знаменатель и числителя, а знаменатель оставить тем же. Т.е. 3 1/2=(3∙2+1)/2=7/2.
Б) Запишите 9/2, 18/3 в виде смешанных чисел.
Решение. Здесь перед нами стоит обратная задача. Вначале найдем число целых. Для этого будем делить с остатком число 9 на 2: 9:2=4(ост.1). Число 4 будет целой частью смешанного числа, а 1 числителем в дробной части. Знаменатель дроби останется без изменений. Таким образом: 9/2=(4∙2+1)/2=41/2.
18/3=6, т.к. при делении 18 на 3 получаем 6 и нулевой остаток (18:3=6(ост.0).). Таким образом, целой частью смешанного числа является 6, а дробная часть отсутствует.
В) Догадайтесь, какие числа заменены многоточием: 17/5=3…/5 ; 3= …/12; 9 …/…=59/6.
17/5=3…/5. Произведение целой части на знаменатель 3∙5=15. Разница между 17 и 15 – 2, поэтому на месте многоточия следует написать 2.
3= …/12. Эту задачу можно переформулировать так: какое число при делении на 12 дает в результате 3. Ответом будет 12∙3=36.
9 …/…=59/6. При делении 59 на 6 получим 9 и 2 в остатке. Таким образом, в знаменателе на месте многоточия будет то, на что делим, т.е. 6, а в числителе – остаток от деления, т.е. 2.

Задания для тренировки.
1. Укажите в данном ряду чисел смешанные числа и неправильные дроби: 1 2/5, 4/7, 11/3, 123/55, 5/18, 1 6/13.
Ответы: смешанные числа - 1 6/13, 1 2/5, неправильные дроби - 11/3, 123/55.
2. Запишите числа в виде неправильных дробей: 1 2/3, 2 7/13, 15 9/10.
Ответы: 5/3, 33/13, 159/10.
3. Запишите в виде смешанных чисел: 5/4, 16/2, 59/7, 144/11.
Ответы: 1 1/4, 8, 8 3/7, 13 1/11.
4. Выразите в часах: а) 2 часа 29 минут, б) 17 минут, в) 2 суток 3 часа 11 минут.
Ответы: 2 29/60, 17/60, 51 11/60.
5. Догадайтесь, какие числа заменены многоточием: а) 15/7=2…/7 ; б) 9= …/14; в) 11 …/…=58/5, г) 19/…=3…/5 ; д) 4=1 …/17; е) 3 …/…=59/12.
Ответы: а) 15/7=21/7 ; б) 9= 126/14; в) 11 3/5=58/5, г) 19/5=34/5 ; д) 4=1 51/17; е) 3 23/12=59/12.

Выводы:
Неправильной дробью называется обыкновенная дробь, числитель которой больше знаменателя.
Смешанным числом называется число, состоящее из целой части и правильной дроби.
Для того чтобы перейти от смешанного числа к неправильной дроби, нужно на месте числителя записать сумму произведения целой части на знаменатель и числителя, а знаменатель оставить тем же.
Для того чтобы перейти от неправильной дроби к смешанному числу, нужно делить с остатком числитель неправильной дроби на знаменатель. Полученное частное будет целой частью смешанного числа, а остаток - числителем в дробной части. Знаменатель дроби останется без изменений.

Контрольные задания.
А. Укажите в данном ряду чисел смешанные числа и неправильные дроби: 2 1/5, 141/27, 15/8, 2/7, 3 7/9, 27/14.
Б. Запишите числа в виде неправильных дробей: 1 3/4, 4 7/15, 23 5/11.
В. Запишите в виде смешанных чисел: 9/5, 36/4, 100/17, 128/13.
Г. Назовите 2 неправильные дроби, знаменатель которых больше, чем 200 и запишите их в виде смешанных чисел.
Д. Выразите в километрах: а) 5 км 345 м, б) 92 км 16 м, в) 535 м, г) 4 м, д) 50 дм.
Е. Догадайтесь, какие числа заменены многоточием: а) 17/5=3…/5 ; б) 5= …/12; в) 9 …/…=65/7, г) 24/…=3…/7 ; д) 6=3 …/12; е) 4 …/…=59/11.

Ответы к контрольным заданиям.
А. Неправильные дроби - 141/27, 15/8, 27/14, смешанные числа - 2 1/5, 3 7/9.
Б. 7/4, 67/15, 258/11.
В. 1 4/5, 9, 5 15/17, 9 11/13.
Г. Например, 202/201=11/201; 666/333=2.
Д. а) 5 345/1000 км, б) 92 16/1000 км, в) 535/1000 км, г) 4/1000 км, д) 50/10000 км.
Е. а) 17/5=32/5 ; б) 5= 60/12; в) 9 2/7=65/7, г) 24/7=33/7 ; д) 6=3 36/12; е) 4 15/11=59/11.

Список литературы.
С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин Математика 6 класс М.: Просвещение, 2010.
Н. Б. Истомина, Математика. 6 класс М.: Ассоциация XXI век, 2007.
И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович Математика. 6 класс М.: Мнемозина, 2004.

avatar
Екатерина Рябокобыленко

Сообщения : 8
Дата регистрации : 2011-12-16

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Практическое задание по Теме 1

Сообщение  Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения